Страницы

суббота, 5 ноября 2011 г.

Почему мы его помним и любим, или кто такой Высоцкий...


Культура в СССР делилась на официальную, пропагандирующую советскую идеологию – и неофициальную, протестную, запрещенную. Одной из самых ярких,  популярных и даже культовых фигур в неофициальном искусстве в  СССР был Владимир Высоцкий  - актёр, поэт, певец, бард. Он прожил яркую и короткую жизнь – умер молодым, ему было только 42 года, в 1980 году.
Тогда, летом1980 года, в советской Москве была Олимпиада, и поэтому людей было немного: столицу очистили от людей, которые портили красивый вид города. Милиции было много, и она была везде. В окошке кассы Театра на Таганке, где Высоцкий был актёром, висела маленькая бумажка «Умер актёр Владимир Высоцкий». К этому театру, к этому человеку пришли тысячи людей– милиция ничего не смогла сделать, люди шли несколько дней. Как будто это был национальный герой, национальный символ.  Действительно, Высоцкий был неофициальный народный герой, он был,  как сказала когда-то о себе Анна Ахматова, «голосом русского народа».

Владимир Высоцкий родился в 1938 году в Москве. Потом учился в театральном училище. Когда его закончил, начал работать в московском театре, играл маленькие эпизодические роли, иногда снимался в кино. Потом Высоцкий пришёл работать в Театр на Таганке – самый популярный театр в 60-70-х годах в Москве. Но актёрская профессия не была главной в его жизни. Как говорил когда-то Чехов, врач по профессии: «Медицина – моя жена, а литература – любовница». Что-то похожее говорил и Высоцкий: «Театр – моё ремесло. Поэзия – моя страсть». Он был поэт-бард, т.е. поэт, который свои стихи пел под музыку, под гитару. Высоцкий и его семиструнная гитара  - они всегда были вместе...
Все знают, что стихи надо читать «глазами», «на слух» почувствовать стихи сложно. А когда стихи и музыка соединяются вместе, слушателю воспринимать их легче – получается такой «человек-оркестр», где певец не только поёт, а ещё играет, как актёр. На сцене, когда Высоцкий исполнял свои стихи – песни, он, как актер, все время менял «маски»: вот он спортсмен, вот солдат, влюбленный, пациент больницы, вот лётчик, моряк и даже… волк. Многие песни Высоцкого так и называются -  «песни-монологи». Так органично соединить в себе три разных таланта - актёра-певца-поэта – мог только Высоцкий, в этом его уникальность и неповторимость
Высоцкий пел о самых разных вещах. Конечно, у него были традиционные темы: любовь, женщина, красота. Но ещё поэт пел о войне – эта тема была близка и понятна всем в стране, потому что Великая Отечественная война вошла в каждый дом, и он пел о войне так, что, казалось, он тоже в ней участвовал. Слова были простые, а боль и страдание были настоящие. Вот строки из известной песни «Он не вернулся из боя». «Он» - это солдат, друг, который всегда был рядом, а потом однажды «не вернулся из боя»:
Почему всё не так? Вроде — всё как всегда:
То же небо — опять голубое.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только — он не вернулся из боя
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя...
Высоцкий пел о спортсменах и о спорте, о танкистах и летчиках, о пограничниках и полярниках, о космонавтах. Он исполнял шутливые песни на политические темы, писал песни-стилизации в грубоватом стиле о жизни бандитов и заключенных, писал пародийные песни на бытовые темы и... – в общем, трудно сказать на какие темы Высоцкий НЕ пел. Кажется, он пел обо всём, был СВОЙ  – очень важное понятие в советском обществе! - для самых разных людей. Он ездил по стране, не было места, где бы его не знали и не любили. Иллюстрацией может служить такой курьезный случай из жизни Высоцкого..
Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого заглянули воры. Они украли не только его вещи и одежду, но и все документы, и даже ключ от московской квартиры. Когда Высоцкий всё это увидел, он пошел в ближайшее отделение милиции, и ему обещали помочь. Но помощи было уже не нужно. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: "Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».
Манера исполнения песен, стиль Высокого особенный: у него был сильный и очень хриплый голос (таким голосом вообще странно что-нибудь петь!), и пел он необыкновенно эмоционально и громко, часто просто кричал. Этот стиль может показаться странным, грубым и резким – но всегда надо помнить, что песни Высоцкого – это прежде всего стихи, где важны слова, ритм и музыка стиха. Да, он писал сам и музыку, но его гитара – только аккомпанемент. Почему он пел так эмоционально, страстно? Потому что в этих песнях-стихах была его русская душа, которая всегда сильно любила, ненавидела или страдала: страдала от боли, плакала о смерти, пела о любви. Чувства были всегда максимальные, яростные, героические, даже фанатические  - и эти чувства вместе с ним переживает каждый русский человек, когда его слушает. Герой Высоцкого никогда не мог делать ничего «наполовину», только на сто процентов. Об это он пел в знаменитой песне «Я не люблю»:
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Но в  реальной жизни не может быть романтизма и героизма все время, постоянно, должны быть минуты отдыха, перерыва, минуты простой и «нормальной» жизни. Русский человек – в душе романтик, идеалист, максималист – плохо чувствует себя в спокойной жизни. Особенно когда эта спокойная жизнь проходила в СССР в «годы застоя», где не было свободы – творческие люди всегда чувствовали свою «несвободу». Отсюда появляется эта знаменитая русская тоска – именно тоска, не ностальгия! – которая не имеет ясной причины и не имеет ясной цели. Об этой тоске – «всё не так!» -  кричит Высоцкий в одной из своих песен:
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги всё не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, и ни кабак
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...

Внешность поэта совершенно не соответствовала его голосу: голос был мощный, сильный, «большой» - а сам Высоцкий был невысокого роста, худенький и совершенно некрасивый. Но когда он брал в руки гитару, происходило чудо: слушатели видели перед собой личность огромной внутренней силы, энергии, темперамента и обаяния. И не было человека, не было женщины, которая могла бы сдержать эту мужскую силу и напор.
Удивительна  история любви Высоцкого и его жены Марины Влади. Марина Влади - француженка, французская актриса, живущая в Париже,  для советского мужчины того времени такая же недосягаемая женщина, как звезда на небе. Высоцкий покорил, завоевал её в первого раза: во время кинофестиваля в Москве он подошел к ней и сразу сказал: «Наконец-то я встретил вас». А на следующий день Высоцкий предложил ей стать его женой. Вот как она пишет об этом в своей книге о Высоцком: «В баре полно народу, меня окружили со всех сторон, но, как только ты появляешься,  мы идем танцевать. На каблуках я гораздо выше тебя, ты встаешь на цыпочки и шепчешь мне на ухо безумные слова. Я смеюсь, а потом уже совсем серьезно говорю, что ты — необыкновенный человек и с тобой интересно общаться, но я приехала всего на несколько дней, у меня очень сложная жизнь, трое детей, работа, и Москва далеко от Парижа... Ты отвечаешь, что у тебя у самого — семья и дети, работа и слава, но все это не помешает мне стать твоей женой. Нам обоим нет тридцати, я разведена, ты — разводишься, впереди — целая жизнь. Я осторожно замечаю: все это хорошо, но я-то в тебя не влюблена! «Неважно, — говоришь ты, — я сумею тебе понравиться, вот увидишь». И он сумел...
Люблю тебя сейчас
Не тайно — напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю...
И вот уже прошло 30 лет со дня смерти Высоцкого, но по-прежнему имя этого человека знает вся страна, его песни помнят и поют, его стихи печатают, и даже – 30 лет назад об этом никто не мог даже подумать! – его изучают в школе на уроках литературы! А на форумах в интернете современная российская молодежь, которой сейчас 17-20 лет - совершенно другое, новое поколение – продолжает восхищаться Высоцким, пишет, что он – «настоящий»!

Культурологический комментарий
Театр на Таганке в Москве – один из Московских театров, находится в старом московском районе «Таганский», поэтому так и называется. Режиссером театра очень много лет является Юрий Любимов. В 60-80 годы был одним из самых популярных московских театров, потому что здесь шли смелые авангардные спектакли.
Анна Ахматова (1889-1966) – знаменитая русская поэтесса, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс XX века.
Сочи - город-курорт в Краснодарском крае на Чёрном море на Кавказе. Сочи — самый крупный курортный город России. Сочи в советский период считался курортной «столицей» России.
«Годы застоя» - период в истории СССР, который начался с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) и закончился примерно в феврале 1986, когда в стране начались реформы, названные «перестройкой».
Марина Влади - родилась 10 мая 1938; фр. Marina Vlady. Настоящее имя Марина Владимировна Полякова-Байдарова — французская актриса кино, театра, телевидения, певица, занималась скульптурой. Марина была последней женой В. С. Высоцкого и является автором книги воспоминаний о нём — «Владимир, или прерванный полёт…» (1987), она также исполняла песни на его музыку и стихи. В 2009 году Марина совместно с режиссёром Жаном-Люком Тардье, поставила спектакль на французском языке «Владимир, или прерванный полёт…» по своей книге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий