Культура в СССР делилась на официальную, пропагандирующую советскую идеологию – и неофициальную, протестную, запрещенную. Одной из самых ярких, популярных и даже культовых фигур в неофициальном искусстве в СССР был Владимир Высоцкий - актёр, поэт, певец, бард. Он прожил яркую и короткую жизнь – умер молодым, ему было только 42 года, в 1980 году.

Владимир Высоцкий родился в 1938 году в Москве. Потом учился в театральном училище. Когда его закончил, начал работать в московском театре, играл маленькие эпизодические роли, иногда снимался в кино. Потом Высоцкий пришёл работать в Театр на Таганке – самый популярный театр в 60-70-х годах в Москве. Но актёрская профессия не была главной в его жизни. Как говорил когда-то Чехов, врач по профессии: «Медицина – моя жена, а литература – любовница». Что-то похожее говорил и Высоцкий: «Театр – моё ремесло. Поэзия – моя страсть». Он был поэт-бард, т.е. поэт, который свои стихи пел под музыку, под гитару. Высоцкий и его семиструнная гитара - они всегда были вместе...
Все знают, что стихи надо читать «глазами», «на слух» почувствовать стихи сложно. А когда стихи и музыка соединяются вместе, слушателю воспринимать их легче – получается такой «человек-оркестр», где певец не только поёт, а ещё играет, как актёр. На сцене, когда Высоцкий исполнял свои стихи – песни, он, как актер, все время менял «маски»: вот он спортсмен, вот солдат, влюбленный, пациент больницы, вот лётчик, моряк и даже… волк. Многие песни Высоцкого так и называются - «песни-монологи». Так органично соединить в себе три разных таланта - актёра-певца-поэта – мог только Высоцкий, в этом его уникальность и неповторимость
Высоцкий пел о самых разных вещах. Конечно, у него были традиционные темы: любовь, женщина, красота. Но ещё поэт пел о войне – эта тема была близка и понятна всем в стране, потому что Великая Отечественная война вошла в каждый дом, и он пел о войне так, что, казалось, он тоже в ней участвовал. Слова были простые, а боль и страдание были настоящие. Вот строки из известной песни «Он не вернулся из боя». «Он» - это солдат, друг, который всегда был рядом, а потом однажды «не вернулся из боя»:
Почему всё не так? Вроде — всё как всегда:
То же небо — опять голубое.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только — он не вернулся из боя
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя...
Высоцкий пел о спортсменах и о спорте, о танкистах и летчиках, о пограничниках и полярниках, о космонавтах. Он исполнял шутливые песни на политические темы, писал песни-стилизации в грубоватом стиле о жизни бандитов и заключенных, писал пародийные песни на бытовые темы и... – в общем, трудно сказать на какие темы Высоцкий НЕ пел. Кажется, он пел обо всём, был СВОЙ – очень важное понятие в советском обществе! - для самых разных людей. Он ездил по стране, не было места, где бы его не знали и не любили. Иллюстрацией может служить такой курьезный случай из жизни Высоцкого..
Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого заглянули воры. Они украли не только его вещи и одежду, но и все документы, и даже ключ от московской квартиры. Когда Высоцкий всё это увидел, он пошел в ближайшее отделение милиции, и ему обещали помочь. Но помощи было уже не нужно. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: "Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».
Манера исполнения песен, стиль Высокого особенный: у него был сильный и очень хриплый голос (таким голосом вообще странно что-нибудь петь!), и пел он необыкновенно эмоционально и громко, часто просто кричал. Этот стиль может показаться странным, грубым и резким – но всегда надо помнить, что песни Высоцкого – это прежде всего стихи, где важны слова, ритм и музыка стиха. Да, он писал сам и музыку, но его гитара – только аккомпанемент. Почему он пел так эмоционально, страстно? Потому что в этих песнях-стихах была его русская душа, которая всегда сильно любила, ненавидела или страдала: страдала от боли, плакала о смерти, пела о любви. Чувства были всегда максимальные, яростные, героические, даже фанатические - и эти чувства вместе с ним переживает каждый русский человек, когда его слушает. Герой Высоцкого никогда не мог делать ничего «наполовину», только на сто процентов. Об это он пел в знаменитой песне «Я не люблю»:
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Но в реальной жизни не может быть романтизма и героизма все время, постоянно, должны быть минуты отдыха, перерыва, минуты простой и «нормальной» жизни. Русский человек – в душе романтик, идеалист, максималист – плохо чувствует себя в спокойной жизни. Особенно когда эта спокойная жизнь проходила в СССР в «годы застоя», где не было свободы – творческие люди всегда чувствовали свою «несвободу». Отсюда появляется эта знаменитая русская тоска – именно тоска, не ностальгия! – которая не имеет ясной причины и не имеет ясной цели. Об этой тоске – «всё не так!» - кричит Высоцкий в одной из своих песен:
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги всё не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, и ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
Внешность поэта совершенно не соответствовала его голосу: голос был мощный, сильный, «большой» - а сам Высоцкий был невысокого роста, худенький и совершенно некрасивый. Но когда он брал в руки гитару, происходило чудо: слушатели видели перед собой личность огромной внутренней силы, энергии, темперамента и обаяния. И не было человека, не было женщины, которая могла бы сдержать эту мужскую силу и напор.
Удивительна история любви Высоцкого и его жены Марины Влади. Марина Влади - француженка, французская актриса, живущая в Париже, для советского мужчины того времени такая же недосягаемая женщина, как звезда на небе. Высоцкий покорил, завоевал её в первого раза: во время кинофестиваля в Москве он подошел к ней и сразу сказал: «Наконец-то я встретил вас». А на следующий день Высоцкий предложил ей стать его женой. Вот как она пишет об этом в своей книге о Высоцком: «В баре полно народу, меня окружили со всех сторон, но, как только ты появляешься, мы идем танцевать. На каблуках я гораздо выше тебя, ты встаешь на цыпочки и шепчешь мне на ухо безумные слова. Я смеюсь, а потом уже совсем серьезно говорю, что ты — необыкновенный человек и с тобой интересно общаться, но я приехала всего на несколько дней, у меня очень сложная жизнь, трое детей, работа, и Москва далеко от Парижа... Ты отвечаешь, что у тебя у самого — семья и дети, работа и слава, но все это не помешает мне стать твоей женой. Нам обоим нет тридцати, я разведена, ты — разводишься, впереди — целая жизнь. Я осторожно замечаю: все это хорошо, но я-то в тебя не влюблена! «Неважно, — говоришь ты, — я сумею тебе понравиться, вот увидишь». И он сумел...
Люблю тебя сейчас
Не тайно — напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю...
И вот уже прошло 30 лет со дня смерти Высоцкого, но по-прежнему имя этого человека знает вся страна, его песни помнят и поют, его стихи печатают, и даже – 30 лет назад об этом никто не мог даже подумать! – его изучают в школе на уроках литературы! А на форумах в интернете современная российская молодежь, которой сейчас 17-20 лет - совершенно другое, новое поколение – продолжает восхищаться Высоцким, пишет, что он – «настоящий»!
Культурологический комментарий
Театр на Таганке в Москве – один из Московских театров, находится в старом московском районе «Таганский», поэтому так и называется. Режиссером театра очень много лет является Юрий Любимов. В 60-80 годы был одним из самых популярных московских театров, потому что здесь шли смелые авангардные спектакли.
Анна Ахматова (1889-1966) – знаменитая русская поэтесса, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс XX века.
Сочи - город-курорт в Краснодарском крае на Чёрном море на Кавказе. Сочи — самый крупный курортный город России. Сочи в советский период считался курортной «столицей» России.
«Годы застоя» - период в истории СССР, который начался с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) и закончился примерно в феврале 1986, когда в стране начались реформы, названные «перестройкой».
Марина Влади - родилась 10 мая 1938; фр. Marina Vlady. Настоящее имя Марина Владимировна Полякова-Байдарова — французская актриса кино, театра, телевидения, певица, занималась скульптурой. Марина была последней женой В. С. Высоцкого и является автором книги воспоминаний о нём — «Владимир, или прерванный полёт…» (1987), она также исполняла песни на его музыку и стихи. В 2009 году Марина совместно с режиссёром Жаном-Люком Тардье, поставила спектакль на французском языке «Владимир, или прерванный полёт…» по своей книге.
Сочи - город-курорт в Краснодарском крае на Чёрном море на Кавказе. Сочи — самый крупный курортный город России. Сочи в советский период считался курортной «столицей» России.
«Годы застоя» - период в истории СССР, который начался с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) и закончился примерно в феврале 1986, когда в стране начались реформы, названные «перестройкой».
Марина Влади - родилась 10 мая 1938; фр. Marina Vlady. Настоящее имя Марина Владимировна Полякова-Байдарова — французская актриса кино, театра, телевидения, певица, занималась скульптурой. Марина была последней женой В. С. Высоцкого и является автором книги воспоминаний о нём — «Владимир, или прерванный полёт…» (1987), она также исполняла песни на его музыку и стихи. В 2009 году Марина совместно с режиссёром Жаном-Люком Тардье, поставила спектакль на французском языке «Владимир, или прерванный полёт…» по своей книге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий