Страницы

четверг, 10 ноября 2011 г.

Любовь Орлова – советская кинолегенда .



Любовь Орлова – самая известная  актриса советского кино 30-х годов, фигура легендарная и мифологическая. Любовь Орлова считалась в своё время эталоном женской красоты и актерского мастерства: она пела, танцевала, была  и комедийной и драматической актрисой. Она вошла не только в историю советского кино, она стала частью истории страны, её идеалом и символом.
            Любовь Орлова сумела сделать свою фантастическую карьеру в Советском Союзе в очень непростые времена, имея «плохую» биографии  - её семья была старинного дворянского рода. Конечно, она этот факт усиленно скрывала – как и точную дату своего рождения: Люба Орлова родилась в 1902 году. Детство в её семье проходило так же, как и в других дворянских семьях: веселые детские праздники дома, декламация стихов на Рождество, лето на даче, учеба в гимназии. А  потом наступили неожиданные перемены. Люба только что закончила гимназию в Москве, как в стране произошла революция, которая положила конец спокойной жизни, наступил голод,  холод и полный хаос. Чтобы выжить в голодное время, она возила молоко из деревни в Москву в тяжелых бидонах. Её руки после этой тяжелой работы навсегда потеряли свою красоту, кожа на них стала грубой, что актриса потом старалась скрыть всю свою жизнь.

            Но  в сложные времена Орлова выжила и стала искать свое место в новой жизни: недолго поучилась в консерватории по классу рояля, немного – в балетном училище. А потом поступила на скромную роль хористки в Музыкальный театр  имени Немировича-Данченко: этот театр оперы и балета существует в Москве и сегодня, по праву занимает второе место после Большого театра.
Может быть, Люба и работала бы незаметно в этом театре, если бы не случилось … обыкновенное чудо: она влюбилась! «Первый раз я увидела золотоволосого и голубоглазого бога. И всё было кончено», - вспоминала она их первую встречу. Кто же был он? Он и был почти бог  - кинорежиссер, талантливый ученик первого режиссера СССР Сергея Эйзенштейна, только что приехал из Америки, где учился снимать кино. У него были огромные «голливудские» планы. Когда эти планы стали реальностью, его имя узнала и запомнила вся страна – Григорий Александров. Они нашли друг друга и прожили вместе 42 года  - для артистической пары почти невозможная вещь! Александров снимал Орлову в кино, а Орлова принесла ему славу самого популярного советского режиссера – кто кого сделал знаменитым, трудно сказать.
            У киноискусства в СССР были хорошие перспективы:  лозунг со словами Ленина можно было прочитать везде – «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Александров в Америке хорошо понял, как сделать хорошее кино, особенно хорошую комедию, и с энтузиазмом начал использовать опыт Голливуда в СССР. Универсальной актрисой была его жена. Он прежде всего заставил её стать блондинкой,  петь и танцевать она умела, а улыбалась от рождения по-американски, зубы были прекрасные. Но СССР - не Америка, о чём и о ком будут его фильмы?  Ну, конечно, фильмы должны рассказывать о том, какая в Советском Союзе прекрасная и интересная жизнь, как люди много  работают, как они любят работать, как весело они отдыхают и вообще, какие хорошие люди живут в нашей стране! Революция теоретически уравняла мужчин и женщин в стране, поэтому нужно было показать, что советская женщина – конечно, красивая, умная и веселая! -  еще и активная, сознательная, много работает для процветания своей страны. Любовь Орлова играла простых женщин - и уборщицу, и домработницу, которая стала депутатом Верховного Совета, и почтальона, даже работницу свинофермы. Зрителю нетрудно было понять идею режиссера – в СССР нет «низких» профессий, все профессии уважаемые.
            Фильмы Александрова 30—х годов «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк», «Светлый путь» смотрела вся страна, а Любовь Орлова после этих фильмов стала настоящая советская звезда. Эти фильмы – настоящие мюзиклы: здесь звучит оптимистичная музыка, веселые песни, актеры с блеском танцуют, поют.  Именно в это время вся страна громко повторяла лозунг Сталина «Жить стало лучше, жить  стало веселее» - в фильмах Александрова радостную и веселую жизнь можно было увидеть на экране.
            В реальности советская жизнь была трудна, а быт был страшно бедный и убогий. Большинство людей жило в плохих квартирах ( чаще даже в комнатах), получало очень маленькую зарплату и не ждало помощи от государства. Газеты постоянно писали о «врагах народа», и «врагом» мог стать любой человек в любой момент – психологически тоже жить было нелегко. Но когда человек из этого сложного трудного мира приходил в кино, он видел замечательную счастливую  сказку, детали  которой так напоминали реальность. От фильма шёл заряд бодрости и оптимизма, хотелось петь песни и радоваться жизни, появлялись силы работать, жить и верить в счастливое будущее – как можно было не верить такой красивой сказке! Любовь Орлова могла вдохновить любого! И миллионы любили её.  Орлова, как фея,  «горькую пилюлю» советской реальности  превращала во вкусную конфету в яркой, блестящей бумажке. Она делала это так виртуозно и красиво, что все хотели скорее купить и съесть эту конфетку  с «правильным» содержанием!
            Товарищ Сталин очень ценил эти качества актрисы и талант её мужа. В советском кино были и другие красивые женщины и талантливые актрисы, но Орлова была вне конкуренции. Парадокс: она была особенная еще и потому, что была красивой, с женским шармом, но не …сексуальной.  Орлова играла любовь на экране, но это была или очень правильная и «стерильная» любовь к идеальному мужчине, или любовь-страсть к … работе. Такой должна была быть идеальная советская женщина с точки зрения советского государства. Через  много лет, уже при Горбачеве, эта мысль прозвучит в одной фразе, над которой смеялись две страны - Россия и Америка. Во время телемоста, который смотрели обе страны, на вопрос от американцев, как в СССР решаются проблемы секса, одна возмущенная советская дама авторитетно заявила «У нас секса нет!».
            Сталин часто смотрел фильмы, где играла Орлова, часто приглашал её в Кремль вместе с мужем. Однажды на приеме с удивлением сказал ей: « Какая вы маленькая! Какая худенькая! Почему такая маленькая и худенькая?». Сначала Орлова не знала, что ответить, потом решила пошутить: «Да вот он – и показала на мужа – все время снимает, не разрешает отдохнуть…». Сталин не понял шутку (или сделал вид, что не понял) и громко сказал Александрову: «Запомните, товарищ Александров! Орлова – наше народное достояние. Орлова у нас одна. И если вы её будете мучить, мы вас жестоко накажем…».
            И как народное достояние, Орлова получала всё: награды, медали, квартиры,  дачи, возможность ездить за границу без проблем. Она встречалась с Чарли Чаплином. Пабло Пикассо, Питером Бруком и другими известными людьми. Она покупала свои туалеты в Париже, сувениры и мебель заказывала в Италии и  Великобритании - у нее никогда не было проблем с деньгами. У неё был только один, но безжалостный враг – время.
            Долгие годы она выглядела великолепно благодаря диете и занятиям спортом. Но образ молодой, красивой и активной  женщины, которая в любой ситуации танцует и поёт, после войны оказался не нужен советскому .кино и людям. Слишком страшная была война, и после войны очень тяжелое время переживала страна, не было сил беззаботно петь и смеяться. А изменить образ и стиль своей героини ни Орлова – ни Александров тоже – не смогли. Карьера в кино в послевоенные годы закончилась и для режиссера и для актрисы. Сыграл свою роль и тот факт, что на советских экранах впервые стали широко показывать зарубежные, так называемые «трофейные» фильмы с такими актрисами, как Марика Рекк, Дина Дурбин или Марлен Дитрих. С такими актрисами конкурировать было очень сложно…
             Орлова пыталась еще сниматься в кино, немного играла в театре – но успеха не было совсем. А время наступало. Сначала она боролась с ним, избегала солнца, делала пластические операции, но враг в конце концов победил. Последние годы жизни актрису почти никто не видел, она практически не выходила.
культурологическая информация
Музыкальный театр  имени  К.С.Станиславского и В. И. Немировича-Данченко - театр оперы и балета в Москве, созданный в 1941 году после объединения  Оперной студии К. С. Станиславского при Большом театре и Музыкальной студии МХТВ. И. Немировича-Данченко.

Верховный Совет СССР -  в 19381989 высший орган государственной власти СССР, избираемый всеобщим, равным и прямым голосованием; в 19891991 — постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов СССР.

враг народа – это термин впервые появился в Древнем Риме. Человек, которого объявляли «врагом народа», должен был быть убит. Потом термин использовался во времена Французской революции 1789-1793 годов. Во время репрессий 30-х годов в СССР этот термин получил широкое распространение.

Леонид Утесов (1895-1992) -  певец,  руководитель эстрадного оркестра. Утёсов исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса. Снимался в кино.

Марика Рёкк (1913-2004) -  немецкая киноактриса и певица венгерского происхождения. Начала сниматься в Германии в 1935 году, имела там фантастический успех и популярность.
  В 1947фильм «Девушка моей мечты»  с огромным успехом демонстрировался в качестве трофея в советском кино.

Дина Дурбин (1941-) - американская киноактриса, звезда Голливуда 1940-х годов. В СССР в прокате был очень популярен фильм «Сестра его дворецкого», в котором она исполнила фрагменты 3 романсов на русском языке - «Эй, ямщик, гони-ка к "Яру"...», «Калитка», «Две гитары».

Марлен Дитрих (1901-1992) -  выдающаяся немецкая и американская киноактриса, певица.

Комментариев нет:

Отправить комментарий