Страницы

среда, 20 января 2016 г.

Знакомый ваш Сергей Есенин

               Когда читаешь о Есенине, то непременно встретишь такие определения: «голос русской души», «певец русской природы», «поэт золотой бревенчатой избы», «подлинно русский поэт», «настоящий русский самородок», «крестьянский поэт». А о поэзии Есенина будет сказано, что она отличается «необыкновенной любовью к в родине», к «русской земле» с «её неброской красотой», к «простому русскому крестьянину». Клише и стереотип? Конечно, но любит Есенина искренне и выражает «наглядно» любовь простой народ: еще недавно портрет Есенина часто можно было увидеть на ветровом стекле у дальнобойщика и продавщицы сельмага, в гостях под водочку и селедочку распевали песни на всем знакомые стихи поэта и даже признавались в любви его стихами (когда своих слов уже не хватало). Было это во времена советские, но клише «Есенин — свой в доску парень» не стерлось и под сей день: открылся совсем недавно в Москве ( недалеко от Лубянки, где арестованный поэт сидел несколько раз, — какая ирония!) кафе-ресторан «Есенин».
Заметка о нем на сайте ресторанов Москвы называется «Ресторан «Есенин»: размах русской души». В чём же «размах»? А вот в чем: только тут «главные символы России: красивые девушки, самогонка, икра, блины, балалайка, балет и, конечно, цыгане. Творчеством Есенина здесь пропитано буквально каждое блюдо авторской кухни легендарного шеф-повара ….., которая известна своей концепцией, подчеркивающей уникальность русского продукта». Бедный Есенин! И из него сделали псевдонародный «бренд», покрытый сахарной глазурью. А он — поэт уникальный, настоящий лирик, фигура сложная, противоречивая, трагическая....
              Сергей Есенин родился в 1895 году в простой крестьянской семье в деревне Константиново под старым, сегодня небольшим, городом Рязань. Деревня стоит на холме, внизу протекает неторопливая река Ока, за ней — бесконечные луга, которые река заливает весной, вокруг поля, леса, и огромный купол синего неба над головой — может, благодаря этому небу Есенина так полюбил синий и голубой цвет. 
Озорной и быстроногий, в детстве Сергей всё время проводил на улице - прекрасно лазил по деревьям, катался на лошади, летом много плавал, часто дрался с мальчишками
     Худощавый и низкорослый,
     Средь мальчишек всегда герой,
     Часто, часто с разбитым носом
     Приходил я к себе домой.
А домой — это в маленькую деревянную избу, в которой вместе с дедом и бабкой жил Есенин в детские годы и которая на всю жизнь стала для него символом родного дома. Много раз потом вспомнит Есенин эту избу (которая стоит в Константиново до сегодняшнего дня) в своих стихах:
       Низкий дом с голубыми ставнями,
       Не забыть мне тебя никогда....
Деревенский мальчишка, сын необразованного крестьянина, - оказалось, что он обладал необыкновенным даром видеть красоту окружающего мира и был способен описать, передать эту красоту в словах.
      Оттого, что я с севера, что ли,
      Я готов рассказать тебе поле,
      Про волнистую рожь при луне...

 Благодаря прирожденной наблюдательности, фантазии, запомнившимся с детства народным сказкам и песням у Есенина сложилось особое отношение к тому миру, который он видел вокруг себя. Этот мир был живой, одушевленный, каждая его частица обладала способностью чувствовать, любить, страдать, радоваться. А человек был одним из многих элементов этого единого крестьянского космоса, который составляли деревья, травы, солнце, вода, небо, зима, животные, птицы, земля. Красота, которую поэт видел вокруг, превращалась у него в гармоничные стихи, которые, лились естественно и мелодично, как задушевную народная песня. В стихах Есенина предметы одушевлялись: простая мельница превращалась в «деревянную птицу», березка стояла в сарафане, раскинув «желтые косы», как девушка, а черемуха «принакрылась белой накидкой», «метель, как цыганская скрипка» плакала, а клён вообще вёл себя совсем, как человек:
      Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
      Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
      Или что увидел? Или что услышал?
      Словно за деревню погулять ты вышел.
      И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
      Утонул в сугробе, приморозил ногу...
Деревенкий парень, он понимал простую крестьянскую жизнь и знал, как вести хозяйство: когда сеять и жать хлеб, как косить траву, как доить корову, как ходить на охоту. Но он не только ощущал свою землю руками, но чувствовал её душой — и родная земля в его стихах сверкала самыми яркими красками: синим, гоолубым, золотым, красным. И чем быстрее бежало время, чем дальше уезжал поэт от своей родной земли — тем прекраснее и милее казалась она ему....
Наступил день, когда Есенин уехал из своей деревни — он слишком хорошо знал, что такое доля русского крестьянина: тяжелый изнурительный труд, бедность, униженность, теснота, неустроенность, бесперспективность. А он был талантлив, молод, красив,полон надежд и честолюбивых планов на будущее: большой город, мечты о поэтической карьере и славе манили его. В 17 лет он приехал в Москву, а потом, быстро поняв, что центр культуры и главный город страны - Петербург, Есенин перебрался в северную столицу. Позже он вспоминал:
     Было время, когда из предместья
    Я мечтал по-мальчишески — в дым,
    Что я буду богат и известен
    И что всеми я буду любим.
В петербургский салонах в это время была мода на всё «народное», особенно на народное искусство. Есенин быстро оценил ситуацию и ловко разыгрывал из себя простого, «лапотного» мужичка: он специально одевался в деревенскую рубаху, высокие сапоги, мазал свои чудесные волосы маслом (как когда-то делали деревенские модники), даже говорил специально с особым акцентом — и в таком виде привлекал внимание изысканных салонов Петербурга. В столице Есенину удалось познакомиться с самыми знаменитыми литераторами того времени: он прочитал свои стихи Александру Блоку, познакомился с Анной Ахматовой, Николаем Гумилевым, с Сергеем Городецким, бывал на вечерах Зинаиды Гиппиус, даже выступал перед императорской семьей в Царском Селе.
 В 1915 году Есенину испольнилось 20 лет: он был очень привлекательным — с яркими чистыми голубыми глазами и золотыми кудрявыми волосами, нежным лицом поэт напоминал героя русской сказки. Когда читал свои стихи, лицо его воодушевлялось, горело - все вместе производило на слушателей сильное впечатление. «Стихи свежие, чистые, голосистые», - записал Блок своё впечатление о Есенине.
События, которые произошли в стране через год, перевернули всю российкую жизнь, в том числе и жизнь Есенина. «За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону...»,- написал поэт в автобиографии. «Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года я встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно». Он не был ни за большевоков, ни против них, он только кожей чувствовал момент гиганского слома прежней жизни.
Несмотря на материальные и бытовые неудобства - голод, холод, неустроенность, безработицу, духовная жизнь в первые послереволюционные годы в стране кипела. Есенин тоже был воодушевлен происходящим: он был полон творческих планов, писал и издавал свои стихи, много выступал с публичным чтением, вместе с друзьями-поэтами создал новую поэтическую группу, которой они придумали название «поэты- имажинисты». Счастливым назвал Есенин даже страшный и голодный 1919 год: «Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена».
Но революционная эйфория постепенно проходила. Лирический поэт, Есенин продолжал петь о красоте земли, природы, гармонии крестьянского мироздания, тонкости чувств и оттенков - а советская власть славила заводского рабочего, труд рабочих масс, индустриальные достижения, призывала к мировой революции, звала ломать и крушить старый порядок. Отдельный человек в это время не только не был нужен - его просто не замечали. Есенину всё это было глубоко чуждо — он ощущал себя растерянным, потерявшим свой путь, как жеребенок из известного стихотворения, который пытался обогнать «на лапах железных поезд»


                       Видели ли вы,
                      Как бежит по степям,
                      В туманах озерных кроясь,
                      Железной ноздрей храпя,
                      На лапах чугунных поезд?
                     А за ним
                     По большой траве,
                     Как на празднике отчаянных гонок,
                     Тонкие ноги закидывая к голове,
                      Скачет красногривый жеребенок?

                     Милый, милый, смешной дуралей,
                     Ну куда он, куда он гонится?
                     Неужель он не знает, что живых коней
                     Победила стальная конница?.....
Новая жизнь, как этот железный поезд, стремительно уносилась вперед, в неведомое будущеее, а поэт видел вокруг только руины старого мира и не мог понять и разобраться в происходящем. В стихитворении «Письме к женщине» он искренне признается об этом:
                 Любимая!...
                 Не знали вы,
                Что я в сплошном дыму,
                В развороченном бурей быте
                С того и мучаюсь, что не пойму -
                Куда несет нас рок событий...
Не в силах справится с «роком событий» Есенин выбрал самый «русский путь» - уйти, спрятаться от исторического шторма в тихом месте, в «трюме» корабля жизни -
               Тот трюм был -
               Русским кабаком.
               И я склонился над стаканом,
               Чтоб, не страдая ни о ком,
               Себя сгубить в угаре пьяном.
Есенин (особенно последние годы) пил много, пил отчаянно, пытался лечится, друзья и окружавшие его любимые женщины пытались спасти его — безуспешно, страсть к алкоголю постепенно превратилась в болезнь. Но алкоголь был следствием, а не причиной, которая крылась в разладе с самим собой и с новым миром — у него больше «нет любви ни к деревне, ни к городу», да и чувств совсем не осталось - «душой стал, как желтый скелет». И кричат строчки в стихах последних лет:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Есенин, написавший цикл стихов «Москва кабацкая», пытается всеми силами отвлечься от мрачных мыслей, убежать от преследующего его «чёрного человека» (героя его предсмертной поэмы 1925 года»
        Черный человек,
        Черный, черный,
        Черный человек
        На кровать ко мне садится,
        Черный человек
        Спать не дает мне всю ночь...
Он встречается с новыми людьми, много ездит по стране — был на Урале, на Кавказе, в Средней Азии, ищет забвения в любви женщин. Невероятна история его женитьбы на американской танцовщице Айседоре Дункан в 1922 году: она была его намного старше, не знала русский язык, Есенин не знал ( и даже «не желал признавать», по его словам) ни одного иностранного языка. И тем не менее многое их сближало: артистизм, темперамент, широта натуры, нежелание считаться с общепринятыми нормами и правилами.
Благодаря Айседоре Есенин побывал в Европе и Америке, посмотрел много городов и новых мест, но через некоторое время вдали от России впал в ещё большую депрессию: «…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется.», - писал Есенин. Вернулся в Россию уже один в 1923 году.
Разочарование и тоска все чаще и чаще одолевали его, он пишет об усталости, о скорой смерти, о том, что юность пролетела — это одновременно и вздох, и крик души:
        Неудержимо, неповторимо
        Все пролетело... далече... мимо...

       Сердце остыло, и выцвели очи...
       Синее счастье! Лунные ночи!

Вдруг наступила осень жизнь — а поэту не было и 30 лет!
      Не жалею, не зову, не плачу,
      Все пройдет, как с белых яблонь дым.
     Увяданья золотом охваченный,
     Я не буду больше молодым...
     Я теперь скупее стал в желаньях,
     Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
     Словно я весенней гулкой ранью
      Проскакал на розовом коне.
В конце декабря 1925 года Есенин приехал в гостиницу «Англетер» в Ленинграде. Там он вновь погрузился в тяжелую депрессию. 27 декабря эмоциональное и психичесое состояние поэта было ужасное: не найдя чернил под рукой, он написал последние в его жизни стихи своей кровью, - в тот же день он покончил собой. Смерть Есенина, известного поэта и скандалиста, породила множество слухов о его убийстве, которое приписывали страшному КГБ (эта организация носила название ОГПУ: Объединённое государственное политическое управление). Современные исследования убийства не подтверждают. Вот предсмертные стихи Есенина:
      До свиданья, друг мой, до свиданья.
      Милый мой, ты у меня в груди.
      Предназначенное расставанье
     Обещает встречу впереди.

     До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
     Не грусти и не печаль бровей, —
     В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.

30 лет яркой и противоречивой жизни, годы невероятной популярности и славы 20-х годов — и долгие годы забвения после смерти, когда имя хулигана Есенина и его «скандальные», несоветские стихи были практически под запретом, - а стихи поэта не забыли, их читали и любили. Он был близок, понятен даже своим характером, в котором душевная чуткость, тонкость чувств, порой и сентиментальность сочеталась неожиданно с холодным равнодушием и даже жестокостью. Кто, как ни вчерашний русский крестьянин ( а это была большая часть населения в СССР), мог понять и сравнить жизнь Есенина с ее загулами, запоями, скандалами, падениями и - раскаянием, просьбой о прощении, плачем и криком по содеянному — со своей жизнью, такой похожей на его...... Как никто до него Есенин простыми словами смог выразить страстность, разломанность души, противоречивость и трагизм русского национального характера. Не «блюдо в ресторане пропитано творчеством Есенина», как написано на сайте, а народ, как в зеркало, до сих пор смотрит и узнает себя в стихах своего великого поэта:
     ...Месяц умер,
      Синеет в окошко рассвет.
     Ах ты, ночь!
     Что ты, ночь, наковеркала?
     Я в цилиндре стою.
     Никого со мной нет.
     Я один...
     И - разбитое зеркало...
( поэма «Черный человек»)


Комментариев нет:

Отправить комментарий